Александровский Завод

Во второй половине XVIII века Россия вела активную внешнюю политику на южном направлении. Борьба с Турцией требовала вывести военно-морские силы империи на новый уровень и улучшить их обеспечение артиллерией. Существовавшие на тот момент заводы не могли справиться с этой задачей. Поэтому правительство Екатерины II в конце 1760-х годов приняло решение «Петровские заводы к литью пушек возобновить».

В январе 1772 г. Президент Берг-коллегии М. Ф. Соймонов и бергмейстер А. С. Ярцов совершили поездку в Олонецкий край и выбрали место для постройки на Лососинке нового завода, который должен был расположиться относительно Петровского завода выше по течению реки. Вскоре Ярцова назначили начальником строительства завода.

Завод был построен в весьма сжатые сроки — уже 30 июня 1774 г., при собрании «множества народа» в час дня при «пушечной пальбе» были задуты первые две доменные печи. Новый металлургический завод получил название Александровского.

В начале 1780-х гг. возникла необходимость расширения производственных мощностей Александровского Завода, без чего было невозможно развивать успехи, достигнутые заводскими мастеровыми в предыдущем десятилетии. Перестройка завода началась в 1786 г. и совпала по времени с назначением на пост директора Олонецких горных заводов британского инженера Чарльза Гаскойна, приглашенного в Россию для улучшения пушечно-литейного дела. Проект нового заводского здания выполнил архангельский архитектор Михаил Березин, а строили его ярославские и желтозерские каменщики, заонежские плотники и другие работники.

Александровский Завод был вододействующим предприятием. По описанию 1830-х гг. территория представляла собой четырехугольник 88×69 сажен. Завод располагался на левом берегу Лососинки. До августа 1800 г. у самых его стен находился пруд длиной 333 сажени и шириной 200 сажен. Напор воды сдерживала плотина длиной в 180 сажен. Заводские цеха были расположены ниже уровня воды. В плотине был сделан прорез, через который вода поступала на сливной мост, а затем по деревянным водопроводам (ларям) падала на водоналивные колеса доменного, сверлильного и других цехов и приводила в движение заводские механизмы.

План Петрозаводского уезда в 1792 годуУдачно справляясь с заказами военных, Гаскойн наладил на заводе производство чугунных изделий для свободной продажи: посуды, решеток, ваз, статуй, колонн, различных архитектурных украшений, рам, портретов. Отдельно стоит отметить, что в конце XVIII-первой половине XIX вв. на Александровском Заводе было изготовлено значительное количество чугунных решеток, скульптур, деталей колонн и т. д., пошедших на украшение Петербурга. Из отливок, выполненных на Александровском Заводе, можно отметить решетки для Ассигнационного банка в Петербурге, решетки с колоннами вокруг обводного канала в Кронштадте (1797 г.), базы для установки колонн Казанского собора (1802 г.), первый в Петербурге чугунный мост (Полицейский-1806 г.), перила набережных Невы, Мойки, Екатерининского канала. К выдающимся художественным отливкам можно отнести Царскосельские ворота «Любезным моим сослуживцам», отлитые в 1817 г. по проекту В. П. Стасова петрозаводским литейщиком Матвеем Кларком. Неподалеку от знаменитых фонтанов Петродворца в глубине парка стоит дача Николая I, носящая имя «Александрия». Ее подъезды и балконы украшены чугунным литьем из Петрозаводска.

По инициативе Гаскойна в 1788 г. была построена первая в стране железная дорога заводского назначения, а в 1791 г. на Воицком руднике была запущена первая в России паровая машина уаттовского типа. Под управлением Гаскойна Олонецкие заводы стали образцом для подражания, их опыт изучали и перенимали по всей России.

В 1832 г. завод обзавелся своим собственным храмом. Место для него выбрал сам император Александр I, посетивший Петрозаводск в 1819 г., он же и пожертвовал 30 000 рублей на его строительство. Помимо этого в течение почти 10 лет рабочие завода должны были отчислять по 2 копейки с каждого заработанного рубля в фонд стройки. Храм был построен по проекту архитектора А. И. Постникова. Строительство под руководством итальянца Пьетро Мадерни началось в 1826 г., живописные работы заказали петербургскому художнику Александру Чижову. Заводская Александро-Невская церковь была освящена 27 января 1832 г.

В пореформенный период Александровский Завод продолжал оставаться самым крупным промышленным предприятием в Карелии, оставаясь в тоже время одним из основных предприятий оборонной промышленности страны, однако его значение с каждым годом падало. Дело в том, что в истории развития артиллерии начиналась новая эпоха — на полях сражений появились стальные нарезные орудия, заряжавшиеся с казенной части, полностью превосходившие старые чугунные гладкоствольные пушки с дульным заряжанием.

Однако старые пушечные заводы с примитивным оборудованием перестраивались достаточно медленно. Александровский Завод продолжал получать заказы на изготовление чугунных орудий. После русско-турецкой войны 1877–78 гг. спрос на чугунные пушки окончательно исчез, и Александровский Завод оказался не у дел. С 1881 г. основной продукцией завода стали снаряды.

Александровский чугунно-литейный завод. Фото нач. 20 в.В 1903–05 гг. была проведена «коренная реформа» завода. До нее сталелитейного производства на предприятии фактически не было — изготовлялись простые типы снарядов, как правило, из покупной стали. Теперь решили создать сталелитейное, прокатное, прессовое и механическое производство. Старое здание доменного корпуса в 1903–04 гг. перестроили под сталелитейную и прокатную мастерские. Кирпичные своды корпуса поменяли на металлические стропила, воздвигли 12-тонную мартеновскую печь и каменные фундаменты, на которые поставили тысячесильную паровую машину и приводимые ей в движение прокатные станы. Рядом с мартеном на рельсы поставили тележку с ковшом для разливки стали и паровой 8-тонный кран. В штамповочном цехе установили новые гидравлические прессы, насосы и аккумуляторы, а в механическом цехе — новые токарные, фрезерные, сверлильные и другие станки. Завод был электрифицирован — в 1902 г. у входа в механический цех поставили стопятидесятисильную турбину, которая приводилась в движение напором воды из Лососинки. Турбина через ремни передач приводила в движение три динамомашины, ток которых поступал на станки механического цеха и вентиляторы литейного, которые сменили старые воздуходувки.

В годы Первой мировой войны Александровский Завод, выполнявший военные заказы, серьезно расширил производство. Энергетическое оборудование было обновлено.