Онежский металлургический и механический завод

После Октябрьской революции для завода наступили тяжелые времена. Новому государству досталось промышленное предприятие с коллективом почти в 2 000 человек, но не обеспеченное ни металлом, ни финансами и вдобавок имевшее исключительно военный профиль производства. Военные заказы были исчерпаны, а новые не поступали, рабочие месяцами не получали зарплату и многие покинули завод.

В марте 1918 была избрана коллегия по управлению заводом из пяти человек, был избран и председатель коллегии и начальник завода — инженер А. М. Пригоровский. Однако период такого самоуправления длился совсем не долго. В октябре 1918 г. коллегиальное правление заменили правительственным правлением, установленным Высшим Советом Народного Хозяйства для всех госпредприятий. В первую годовщину Октябрьской революции завод сменил имя, новое название звучало так — Онежский металлургический и механический завод.

В 1920-х годах завод активно искал новый производственный профиль. В итоге он стал специализироваться на выпуске различных изделий для строительства. Кроме того, Онежский завод работал также и по заказам «Элмаштреста», изготовляя прокат и поковки для валов электрических машин и трансмиссий, отливки чугунных корпусов и генераторов для завода «Электросила».

Онежский металлургический и машиностроительный завод. Фото 1941 -1944 гг.В 1925 г. на Онежский завод поступил первый заказ, который и предопределил новый профиль, это был заказ на дорожные машины. Завод становится пионером отечественного дорожного машиностроения. Для того, чтобы организовать производство совершенно новой не только для Онежского завода, но и для страны техники, технический директор С. М. Эрихман превращает заводскую чертежную в конструкторское бюро, опирающееся на вновь созданный технический отдел. Конструкторы тщательно изучают зарубежный опыт, знакомятся с образцами закупленных в Европе и США дорожных машин. На заводе создаются химическая и механическая лаборатории. Производится реорганизация производства, закупаетсяимпортное оборудование для механических цехов, устанавливается нефтяная плавильная печь для производства ковкого чугуна.

С 1 мая 1929 г. на заводе выходит собственная многотиражка «Вагранка», переименованная в 1931 г. в «Онежец». Задача печатного органа — пропаганда стремлений к знаниям, овладению новой техникой, призывы к различным соревнованиям. 15 октября 1930 г. при заводе открывается вечерний механический техникум. В том же году впервые в истории завода бригадиром становится женщина — Мария Елисеева в механическом цехе.

В конце первой — начале второй пятилетки (1933–1937) Онежскому заводу отводится новое место — в непосредственной близости от предприятия находится стройка знаменитого Беломорско-Балтийского канала. Онежцы выполняют целый ряд заказов по изготовлению приводов шлюзовых ворот, каркасов перепускных затворов и сами же осуществляют монтаж этого оборудования на месте. В начале 1934 г. завод получает заказ на оснащение канала самоходным флотом. Завод осваивает производство 200-сильных паровых машин и 50-сильных судовых двигателей внутреннего сгорания.

Онежский металлургический и машиностроительный завод. Фото после 1945 г.С началом третьей пятилетки (1938–1942) профиль Онежского металлургического завода вновь меняется. Завод начал осваивать производство тракторных газогенераторов, газогенераторных мотовозов, переносных цепных электропил, передвижных электростанций на базе тракторов «ЧТЗ». Лесное машиностроение начинает все больше доминировать в заводской продукции и определять новый профиль завода, становясь своеобразным прологам к производству десятков тысяч лесных тракторов уже в следующие десятилетия.

К началу 1941 г. численность заводского коллектива превысила 2000 человек, из них дипломированных инженеров — 19, техников — 39. Казалось, что перед заводом открываются неплохие перспективы, однако впереди были война, поспешная эвакуация и форсированное развертывание производства в тысячах километрах от Петрозаводска, в глубоком тылу, но в условиях близких к боевым.