Онежский тракторный завод

30 января 1956 г. постановлением Совета министров СССР Онежский завод передается Министерству тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. На базе завода создается специализированное предприятие по выпуску трелевочных дизельных лесных тракторов, он переименовывается в Онежский тракторный завод.

С внедрением трелевочных тракторов технология заготовки леса изменилась. Бригада лесозаготовителей стала насчитывать 3 человека: вальщика, чокеровщика и тракториста. Вальщик пилит дерево бензопилой, чокеровщик обвязывает спиленное дерево коротким тросом с петлей и крюком (чокером) и сцепляет его с крюком троса лебедки трактора. Тракторист, управляя лебедкой из кабины, подтягивает спиленное дерево на погрузочный щит трактора. Собрав в пачку несколько спиленных деревьев, трактор перевозит их с лесной делянки на т. н. верхний склад, находящийся обычно на расстоянии до полутора километров от делянки. На верхнем складе с деревьев удаляют сучья, обрезают вершинки и готовят бревна к погрузке и отправке на лесоперерабатывающие предприятия.

Объем работ по переходу на новое производство и соответствующей реконструкции завода был гигантским. Заново предстояло создать термическое хозяйство завода с применением токов высокой частоты и электронагрева. Требовалась полная перестройка литейного корпуса и оснащение его большим количеством нового оборудования. Заново создавался участок обработки штампов и приспособлений, оснащенный новым, в ряде случаев уникальным оборудованием. Инструментальный цех осваивал изготовление металлических моделей. В кузнечном цехе шел демонтаж допотопных нагревательных угольных печей и ковочных молотов. На их место устанавливались современные высокопроизводительные прессы, нагрев заготовок для которых осуществляется токами высокой частоты. В сборочном цехе был установлен главный конвейер, смонтированный по чертежам заводского отдела механизации и автоматизации. Требовалось создать организованное энергетическое хозяйство. Вместо 13 мелких котельных требовалось построить современную котельную с мощными котлами, проложить подземные коммуникации, проложить силовые кабели. В это же время шла техническая подготовка производства. Конструкторский отдел бывшего машиностроительного завода был преобразован в отдел главного конструктора ОТЗ. Этим было положено начало созданию на заводе конструкторского бюро по лесному тракторостроению с опытным производством.

29 июня 1956 г. с конвейера завода сошел первый трелевочный трактор.

В начале тракторного производства завод ощущал большой недостаток инженерных кадров. На ОТЗ были направлены специалисты с МТЗ, большая группа молодых специалистов, окончивших Ленинградскую лесотехническую академию, выпускники Петрозаводского госуниверситета. Для постоянного пополнения коллектива инженерными кадрами в октябре 1956 г. при Петрозаводском университете было открыто вечернее отделение лесоинженерного факультета с программой машиностроительных ВУЗов.

За 1956 год — первый год производства на ОТЗ тракторов ТДТ-40 — завод изготовил 477 машин. 25 июня 1957 г. на заводе был собран тысячный трактор, а в 1960 г. предприятие уже производило более 4000 тракторов в год.

В 1962 г. прошли государственные испытания трактора ТДТ-55 и он был рекомендован к серийному производству. Новая машина, созданная на ОТЗ, больше 35 лет не сходила с главного конвейера завода. За эти годы на базе ТДТ-55 было создано более 50 модификаций, применяемых в самых различных отраслях. В общей сложности было изготовлено более 200 000 тракторов этой модели. При этом необходимо заметить, что достаточно долгое время новая модель выпускалась параллельно с ТДТ-40 М, последние экземпляры которого покинули заводские цеха только в 1976 г. Такое, на первый взгляд странное положение дел, объяснялось особенностями советской плановой экономики — плановые органы не разрешали снижать суммарное количество выпускаемых машин, поэтому и было принято решение организовать выпуск тракторов на двух конвейерах.

В 1963 г. был изготовлен первый образец трактора-амфибии. 90-сильный двигатель с турбонаддувом и двухтрубный водомет обеспечивали скорость на суше 3–13 км/час, на воде — 10,5 км/час. После испытаний на территории завода трактор был перевезен в Пески и проверен на плаву. В этом же году завод зарегистрировал новый товарный знак — голова лося в обрамлении зубчатой шестерни и надписью «Онежец».

За период с 1957 по 1963 гг. тракторы ТДТ-40 и ТДТ-40 М демонстрировались на ВДНХ и выставках-ярмарках в ГДР, Югославии, Болгарии, Кубе, Чехословакии, Польше, а также в Нидерландах, Великобритании, Японии, Бразилии, Австралии. С каждым годом расширялся и экспорт машин — в середине 60-х в зарубежье отправлялось более пятисот тракторов ТДТ-40 М ежегодно.

Конец 1960-х — начало 1970-х гг. был периодом широкого признания новых машин Онежского завода. В 1972 году начато серийное производство тракторов с гидроманипулятором для бесчокерной трелевки леса — ТБ-1. В этот же период прошел государственные испытания и получил рекомендации на серийное производство плавающий трактор ТП-90, однако его серийное производство на ОТЗ так и не началось — для этого заводу просто не хватало мощностей. Еще в 1966 юбилейном году (10 лет производства тракторов), когда был собран 50 — тысячный трактор стало ясно, что завод уже давно превысил проектные мощности производства, рассчитанные на выпуск пяти тысяч тракторов в год, выпуская ежегодно более восьми тысяч машин. Требованием дня являлось расширение площадей, строительство второй промышленной площадки. Начало строительства второй площадки было положено в 1968 г., но надеждам на скорое расширение производственных мощностей не суждено было состояться. Работы растянулись на целых двадцать лет.

23 марта 1972 года с заводского конвейера сошел 100-тысячный трактор. За большие успехи, достигнутые в создании и освоении производства тракторов для механизации лесной промышленности, завод был отмечен высокими правительственными наградами. В январе 1971 г. коллективу был вручен орден Октябрьской Революции, а в июле 1974 г. орден Ленина.

30 января 1981 года завод отмечал 25-летие тракторного производства. За эти годы ОТЗ выпустил десятки тысяч тракторов для лесной промышленности и других отраслей. Буквально в последний рабочий день уходящего года, 30 декабря с главного конвейера сошел 200-тысячный трактор. На заводской двор его выкатил ветеран сборочного цеха Борис Иванович Яковлев, событие получилось символичным — 25 лет назад он же выкатывал с конвейера первый ТДТ-40.

12 февраля 1986 года из ворот экспериментального цеха вышел первый колесный трактор ТЛК-1, которому предстояло быть родоначальником нового семейства онежских машин колесного класса.

В 1988 г. с заводского конвейера сошли 12299 тракторов — рекордная цифра за все годы тракторного производства, в сутки производилось 50 машин. В начале 1990 г. прошли испытания снегоходного трактора. Трактор легко, уверенно шел по глубокому снегу, без особых усилий преодолевал подъем с уклоном 30–40 градусов, был устойчивым. Новой машиной заинтересовались работники Госкомспорта, энергетики, нефтяники. 19 июля 1990 года с главного конвейера сошел 300-тысячный трактор марки «Онежец».

Серьезные трудности начались в 1991 году. Многие потребители техники производства ОТЗ оказались неплатежеспособными, резко упала реализация и, соответственно, объемы производства. Вошли в практику бартерные сделки — за один трактор предлагали 22 тонны сахарного песка, 14–16 тонн говядины или 22 000 банок с консервами, снизилась реальная заработная плата (по отношению к ценам в 3 раза), возникла угроза сокращения кадров и безработицы, начались простои.

В 1992 г. завод сменил форму собственности, конференция трудового коллектива приняла решение о преобразовании государственного предприятия «Онежский тракторный завод» в акционерное общество открытого типа.

В начале 1990-х гг. партнерские связи с Украиной и другими бывшими советскими республиками оказались нарушены, из 11 заводов-поставщиков осталось только 3, таможенные формальности на внезапно образовавшейся границе еще более осложняли обстановку. С 2 украинских предприятий планировали перевести заказы на российские, но альтернативы Харьковскому моторному заводу пока не было — только там производили двигатели, подходившие для тракторов ОТЗ. С другой стороны, потихоньку начала обживаться вторая площадка завода. Существовала и другая проблема — созданные несколько десятилетий назад и ориентированные на господствующую в России хлыстовую технологию, тракторы ОТЗ, обеспечив существенный подъем лесной промышленности в 1960–80 гг., устарели и не в полной мере отвечали требованиям лесозаготовителей.

В 1999 г. наметилась некоторая тенденция к улучшению работы завода. Выпуск тракторов в 1998 г. по сравнению с 1997 г. возрос на 25%, а в сравнении с 1996 г. на 73%.

В 2000 г. допинг девальвации августа 1998 г. был уже на исходе. Сокращение объемов продаж и, соответственно, уменьшение оборотных средств привело к дефициту в обеспечении производства материалами и комплектующими изделиями. Начиная с 2004 г. положение Онежского тракторного завода постоянно ухудшалось. Выпуск тракторов упал в несколько раз даже по сравнению с неблагополучными девяностыми годами прошлого века. В то же время продолжался перевод производства на вторую площадку, который окончательно завершился к 2009. На данный момент производство тракторов там продолжается.