Московский опыт: как промзоны становятся престижными районами

По материалам статьи из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15 11/04/2018

В Москве более половины всех квартир, покупаемых в новостройках, находятся на месте бывших промзон. Почему так кардинально изменилась репутация подобных районов?

«Продолжаем реновацию промзон. Эти, по сути, депрессивные территории занимают 17% старой Москвы. В этом году построим там 3,4 млн кв. м недвижимости, причём не только жильё. На территориях бывших промзон уже работают 33 технопарка, а это 41 тыс. рабочих мест», - написал в начале 2018 года в Твиттере мэр Москвы Сергей Собянин. 

За этими сухими цифрами скрывается многолетняя работа. Если бы город не занялся «депрессивными» гектарами своевременно, сейчас строить в пределах старой Москвы было бы практически негде. Вы спросите: а что простым москвичам даёт развитие этих районов? На самом деле очень многое. Ведь на месте обширных «технических» зон и давно закрывшихся производств появляются жилые дома с парковками, социальная инфраструктура, центры деловой активности с новыми рабочими местами.

Зоны повышенного внимания

Самые активные работы сегодня развернулись на территории 10 промзон.

Но это не значит, что гектары в других районах оставлены без внимания. Уже утверждён проект для «Медведково» - 400 тыс. кв. м жилья, сквер на Чермянской улице, 2 детсада и одна из самых больших школ в городе. В зоне «Кирпичные улицы» на деньги инвесторов построят такой же «социальный набор» - жилой комплекс, дет­сад и школу. 

Определена дальнейшая судьба территории, которую раньше занимал Московский судостроительный и судоремонтный завод.

«Здесь строится современный район, включающий жилые дома, объекты социальной инфраструктуры, многоэтажный гаражный комплекс, офисно-деловой центр, а также торговые и офисные помещения на первых этажах зданий, - рассказывает зам­мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. - Объект сдаётся очередями, однако полностью эту площадку получится реконст­руировать не ранее 2024 г. Инвестор принял решение о благоустройстве 1,5 км набережной. Здесь появятся пешеходные, беговые и велосипедные дорожки, беседки, причалы и маяк». 

Надо сказать, что соседство с водой характерно для многих московских промзон. Именно потому долгие годы свободный доступ к обширным участ­кам Москвы-реки был закрыт. Но к 2035 г. главный водоём мегаполиса обещают превратить в линейный центр города. Реновация прибрежных земель пройдёт на территории 11 тыс. га. Особое внимание уделят таким зонам, как «Рублёво-Архангельское», «Тушино», «Нижние Мнёвники», «Большой Сити», «ЗИЛ», «Симоновская набережная» и «Ривер Парк» (бывший судоремонтный завод). 

 

Речь идёт не только о создании пешеходных пространств, велодорожек и благоустройстве берегов. Проектируются новые причалы, обновляется водный транспорт, просчитываются новые туристические и пассажирские маршруты (от Долгопрудного и «Рублёво-Архангельского» до «Сити», от «Лыткарино» до «Таганской», от «Спартака» до «Алма-Атинской»).

Что теперь вместо «Красного строителя»?

Чтобы поверить в происходящие перемены, достаточно один раз увидеть новые районы. Например, территория бывшего завода «Газстроймаш» (это промзона «Красный Строитель» на юге города) уже полностью преобразилась.

«Комплексный проект включает не только 8 жилых домов переменной этажности - 12, 13, 25 этажей, - но также детский сад на 220 мест, 8-этажный паркинг и торговый центр», - уточняет руководитель столичного Департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин. Таких территорий немало по всему мегаполису. Это земли завода им. Лихачёва (ЗИЛ) и Тушинского аэродрома, завода «Серп и Молот» и Московского зеркального комбината.